Решение Брянского областного суда от 19.01.2015 N 3-13/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 2 пункта 2 раздела 2 Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы , и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области от 31.08.2011 N 801>



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу № 3-13/15

Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Стоян Е.В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре М.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению о признании незаконными и недействующими отдельных положений Постановления администрации Брянской области от 31 августа 2011 года № 801 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения",

установил:

Постановлением администрации Брянской области от 31 августа 2011 года № 801 утвержден Порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, текст которого опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" № 36(446) от 16 сентября 2011 года. Подпунктом 2 пункта 2 раздела 2 Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением администрации Брянской области № 801 от 31 августа 2011 года, установлено: "Право на обеспечение жилыми помещениями имеют следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более".
Заявитель обратился с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что, являясь пенсионером УМВД России по Брянской области, инвалидом 2-й группы, ветераном боевых действий, 24 января 2014 года обратился в Локотскую поселковую администрацию Брасовского района Брянской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Решением земельно-жилищной комиссии от 31 января 2014 года в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения заявителю отказано в связи с тем, что у заявителя отсутствуют основания для предоставления единовременной денежной компенсации, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 раздела 2 Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением администрации Брянской области № 801 от 31 августа 2011 года, поскольку его должность в момент прохождения службы в МВД России по Брянской области финансировалась за счет средств областного бюджета. Заявитель полагает, что оспариваемое положение Порядка, утвержденного Постановлением администрации Брянской области № 801 от 31 августа 2011 года нарушает его права и противоречит федеральному законодательству, а именно статье 47 Федерального закона № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года "О полиции", а также ограничивает его право на получение компенсации на приобретение жилья вне зависимости от финансирования ранее занимаемой должности.
В судебное заседание не явились заявитель, представитель заявителя Ш.В.В., действующий по доверенности, представитель департамента строительства и архитектуры Брянской области, о времени и месте слушания дела извещенные надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, суд на основании статей 167, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, представителя заявителя и заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель Правительства Брянской области З.К.В., действующая по доверенности, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт администрации Брянской области издан уполномоченным органом, опубликован в установленном законом порядке, соответствует установленной форме и действующему законодательству. Права заявителя не нарушены, поскольку Порядок, установленный Постановлением администрации Брянской области № 801 от 31 августа 2011 года, в отношении заявителя неприменим, так как в момент прохождения службы заявителя в органах внутренних дел его должность финансировалась за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании представитель управления Министерства юстиции Российской Федерации У.М.А., действующая по доверенности, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что 28 сентября 2011 года проведена правовая экспертиза оспариваемого Постановления администрации Брянской области № 801 от 31 августа 2011 года. Оспариваемое постановление было признано соответствующим федеральному законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (пункт 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статей 55, 57, 58 Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 26 января 1996 года, администрация Брянской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Брянской области, участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, а также осуществляет основные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами Брянской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти. Администрация Брянской области формирует иные органы исполнительной власти Брянской области. Администрация Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области. Возглавляет администрацию Брянской области Губернатор Брянской области. Губернатор области в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Губернатора Брянской области не могут противоречить закону.
Согласно статье 27 Закона Брянской области № 92-З от 20 декабря 2012 года "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" Правительство Брянской области является правопреемником администрации Брянской области.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Брянской области № 28-З от 3 ноября 1997 года "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов Брянской области признается их первое опубликование в официальном издании - информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета", в интегрированном полнотекстовом банке правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России" (www.pravo.fso.ru).
В порядке реализации положений федерального законодательства администрацией Брянской области принято Постановление № 801 от 31 августа 2011 года "Об утверждении порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", текст которого опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" № 36(446) от 16 сентября 2011 года на странице 19.
Таким образом, оспариваемое Постановление администрации Брянской области № 801 принято в пределах ее полномочий, в установленном порядке, опубликовано в официальном издании.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 360-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 360-ФЗ) порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 8 августа 2010 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце 1 пункта 2.1 статьи 15, абзаце 3 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Реализуя данное полномочие, администрацией Брянской области 31 августа 2011 года принято Постановление № 801 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения".
Подпунктом 2 пункта 2 раздела 2 указанного Порядка, утвержденного Постановлением администрации Брянской области № 801 от 31 августа 2011 года, установлено:
- "Право на обеспечение жилыми помещениями имеют следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной и противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более".
Исходя из системного анализа норм федерального законодательства, регулирующего правовой режим предоставления жилья отдельным категориям граждан, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, поскольку отдельные положения оспариваемого Порядка соответствуют статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).
В связи с тем что законодательством Российской Федерации определены четкие критерии граждан, сотрудников, уволенных из органов внутренних дел, при наличии которых данные граждане имеют право на обеспечение жилым помещением, а также установлен порядок обращения за реализацией данного права, суд не усматривает нарушений прав заявителя.
В судебном заседании установлено, что заявитель проходил службу в органах внутренних дел УМВД Брянской области в должности командира ДПС ГИБДД УВД Брянской области, финансирование которой осуществлялось из областного бюджета. Приказом начальника УМВД Брянской области <данные изъяты> заявитель уволен из органов внутренних дел по п. <данные изъяты> Выслуга лет составила 13 лет. Решением земельно-жилищной комиссии Локотской поселковой администрации Брасовского района Брянской области № 151 от 23 декабря 1996 года Е.А.В. признан нуждающимся в жилом помещении и состоит в очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления по списку "А" - № 389, по списку "Б" - № 162.
24 января 2014 года заявитель обратился в Локотскую поселковую администрацию Брасовского района Брянской области с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Решением земельно-жилищной комиссии № 6 от 31 января 2014 года заявителю отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Брасовского районного суда Брянской области от 16 мая 2014 года в удовлетворении требований к Локотской поселковой администрации Брасовского района Брянской области о признании незаконным решения земельно-жилищной комиссии по выдаче единовременной денежной выплаты на приобретение жилья отказано, поскольку истец уволен со службы из органов внутренних дел Российской Федерации с должности, которая содержалась за счет средств областного бюджета, законных оснований для включения истца в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, у органов местного самоуправления не имелось. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 6 ноября 2014 года решение Брасовского районного суда Брянской области от 16 мая 2014 года оставлено без изменения.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый Порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не нарушает прав заявителя, поскольку он принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья до 1 января 2005 года по общим основаниям, а не как сотрудник органов внутренних дел, жилищные гарантии, предусмотренные законодательством для лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, сохраняются за заявителем.
В материалы дела представлено экспертное заключение управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области № 02-21/606-П от 28 сентября 2011 года на Постановление администрации Брянской области от 31 августа 2011 года № 801 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", согласно которому Постановление администрации Брянской области № 801 является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в жилищной сфере, норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Заявитель, оспаривая подпункт 2 пункта 2 раздела 2 Порядка, утвержденного Постановлением администрации Брянской области № 801, ссылается на ограничение его прав, полагая, что оспариваемое положение противоречит статье 47 Федерального закона № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года "О полиции", поскольку ограничивает заявителя в праве на получение компенсации на приобретение жилья вне зависимости от финансирования ранее занимаемой должности.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года "О полиции" финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Сравнительный анализ оспариваемой заявителем нормы с положениями статьи 47 Федерального закона № 3-ФЗ "О полиции" позволяет сделать вывод об отсутствии ограничения жилищных прав заявителя, поскольку право сотрудника полиции на жилищное обеспечение регламентируется статьей 44 указанного закона, согласно которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому закону, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права заявителя, не противоречит федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления о признании незаконными и недействующими отдельных положений Постановления администрации Брянской области от 31 августа 2011 года № 801 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.

Судья Брянского
областного суда
Е.В.СТОЯН


------------------------------------------------------------------