Определение Брянского областного суда от 07.07.2015 N 33-2351/2015 <Об оставлении без изменения решения Советского районного суда города Брянска от 19.03.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующей статьи 26 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск" >



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2015 г. по делу № 33-2351/2015

Судья: Ильюхина О.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Г.А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. 7 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на Решение Советского районного суда г. Брянска от 19 марта 2015 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта Брянского городского Совета народных депутатов,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 № 1184 в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск", утвержденные Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991, внесены изменения, в частности в п. 1.2, в условно разрешенные виды использования недвижимости для зоны городских озелененных территорий общего пользования (Р1) добавлены "культовые объекты". По мнению заявителя, оспариваемое решение нарушает ее право на благоприятную окружающую среду, на доступ на территорию общего пользования, предназначенную для рекреации. Заявитель полагает, что капитальное строительство в зоне городских озелененных территорий общего пользования (Р1), где ограничено строительство и ведение хозяйственной деятельности, приводит к отрицательному влиянию на экологическую ситуацию в городе и на состояние здоровья. Также указанное решение не соответствует ст. 98 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", региональным нормативам градостроительного проектирования Брянской области, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 04.12.2012 № 1121 (п. 4.1.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.2.1, 4.2.10, 4.2.17, 4.2.23), ст. 26 главы 11 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск", утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991, в части предназначения зоны Р1. Поскольку на землях общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется, строительство капитальных строений на такой территории, предназначенной для использования неопределенным кругом лиц, не предусмотрено. На основании изложенного заявитель просила суд признать недействующими частично Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск", утвержденные Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991 в редакции Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 № 1184 (п. 1.2, добавляющий в условно разрешенные виды использования недвижимости для зоны городских озелененных территорий общего пользования (Р1) "культовые объекты").
19 марта 2015 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Суд первой инстанции исходил из того, что заявителем статус как земель рекреационного назначения, так и особо охраняемых территорий не подтвержден, а для зоны городских озелененных территорий (Р1) особый режим использования земель, находящихся в данных зонах, не предусмотрен. При этом в Правилах землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск" в зоне городских озелененных территорий общего пользования предусмотрено ограничение строительства и ведения хозяйственной деятельности; запрета на строительство Правилами не предусмотрено. Кроме того, к культовым объектам могут относиться как объекты недвижимого имущества, так и движимое имущество, размещение которого не запрещено в зоне городских озелененных территорий общего пользования.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить Решение Советского районного суда г. Брянска от 19 марта 2015 года. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что особый статус как земель рекреационного назначения, так и особо охраняемых территорий подтверждается действующими нормативными актами, в частности, Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 17.02.1993 № 16 "Об утверждении перечня Правил охраны и использования памятников природы, истории и культуры", а также действующим на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта Перечнем Постановления администрации Брянской области от 12.03.2008 № 220 "О порядке использования отдельных земельных участков, занятых памятниками, ансамблями истории и культуры, площадями, набережными, скверами и бульварами в черте города Брянска, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов". Оспариваемое решение принято без проведения экологической экспертизы данного нормативного акта. Поэтому невозможно с достоверностью утверждать, что его применение не будет оказывать негативного воздействия на окружающую среду. Указывает, что вопреки выводам суда в положениях оспариваемого нормативно-правового акта речь идет не о временных строениях и не о малых архитектурных формах, а именно об объектах недвижимости, то есть о капитальных строениях.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав возражения на жалобу представителя Брянского городского Совета народных депутатов - ФИО4, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 № 1184 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск" (для части территории муниципального образования)", утвержденные Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991, внесены изменения в статью 26 Главы 11 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск" (для части территории муниципального образования) для зоны городских озелененных территорий общественного пользования (Р1) добавлены в условно разрешенные виды использования недвижимости: "культовые объекты".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п. 26 ч. 1 ст. 16, ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе, как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.
Полномочия по утверждению правил землепользования и застройки принадлежат представительным органам местного самоуправления (ст. 32 Градостроительного кодекса РФ).
На основании ст. 24 Устава города Брянска представительным органом местного самоуправления города Брянска является Брянский городской Совет народных депутатов.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 № 1184 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск" (для части территории муниципального образования)" является нормативно-правовым актом, который принят в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В ходе рассмотрения дела заявителем порядок и процедура принятия нормативно-правового акта не оспаривались.
Из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом градостроительный регламент является актом, определяющим правовой статус земельных участков, входящих в состав конкретной территориальной зоны. Им устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса РФ территория муниципального образования на основании правил землепользования и застройки подразделяется на территориальные зоны различных видов: жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные и т.д.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Данные перечни видов разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства на основании части 6 статьи 30, части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются для каждой территориальной зоны правилами землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ составной частью правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты. Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в состав градостроительного регламента входит перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Таким образом, перечни видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенных в различных территориальных зонах, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Данный классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, т.е. после принятия оспариваемого заявителем нормативно-правового акта. При этом согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. В то же время ст. 12 указанного ФЗ обязала до 1 января 2020 года органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации, а также Брянской области на момент принятия оспариваемого акта отсутствовали юридические нормы, устанавливающие какие-либо закрытые перечни видов разрешенного использования земельных участков для тех или иных разновидностей территориальных зон, которыми должны были бы руководствоваться органы местного самоуправления. Кроме того, отсутствовали юридические нормы, запрещающие включать в перечень видов использования земельных участков, разрешенных в территориальных зонах городской рекреации, такой вид разрешенного использования, как "культовые объекты". В связи с чем Брянский городской Совет народных депутатов, дополнив перечень условно разрешенных видов использования недвижимости для зоны городских озелененных территорий общественного пользования (Р1), действовал в рамках предоставленных ему федеральным законодателем полномочий по решению вопросов местного значения. Противоречий данного акта нормам федерального законодательства или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.
Оспаривая п. 1.2 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 № 1184, заявитель ссылается на незаконность данного решения, не конкретизируя при этом допущенные нарушения и не представляя доказательства нарушения прав самого заявителя.
При таких обстоятельствах суд, установив, что п. 1.2 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 № 1184 не противоречит действующему федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает, правомерно на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое решение принято без проведения экологической экспертизы данного нормативного акта, коллегия отклоняет, поскольку оспариваемый акт в силу требований ст. 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не является объектом экологической экспертизы.
Утверждения в апелляционной жалобе о противоречии оспариваемого решения действующим нормативным актам, в частности, Решению Брянского городского Совета народных депутатов от 17.02.1993 № 16 "Об утверждении перечня Правил охраны и использования памятников природы, истории и культуры", а также Перечню Постановления администрации Брянской области от 12.03.2008 № 220 "О порядке использования отдельных земельных участков, занятых памятниками, ансамблями истории и культуры, площадями, набережными, скверами и бульварами в черте города Брянска, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов", лишены каких-либо правовых оснований и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Принятое решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права. Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.ПАРАМОНОВА

Судьи областного суда
И.М.ФРОЛОВА
Е.В.СИДОРЕНКОВА


------------------------------------------------------------------