Решение Брянского областного суда от 24.06.2015 N 3-41/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Приказов управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2014 N 55/1-т, от 19.12.2014 N 55/6-гвс>



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу № 3-41/2015

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е.В.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре М.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению акционерного общества "Брянские коммунальные системы" о признании недействующими Приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 55/1-т от 19 декабря 2014 года "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", Приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 55/6-гвс от 19 декабря 2014 года "О тарифах на горячую воду, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска",

установил:


управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - УГРТ по Брянской области) 19 декабря 2014 г. издан Приказ № 55/1-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", который опубликован в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" № 34 (208)/2014 от 19 декабря 2014 г. Указанным Приказом № 55/1-т установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" на 2015 - 2017 гг. с календарной разбивкой согласно приложениям 2 - 2.6.
Приложением 1 к Приказу № 55/1-т определены параметры для установления тарифов на тепловую энергию на 2015 - 2017 гг., где определен базовый уровень операционных расходов в размере 9324,13 тыс. рублей только на 2015 г., индекс эффективности операционных расходов определен как 1,0% и нормативный уровень прибыли определен как 0,5%. Приложением 2 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Брянские коммунальные системы" с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1560,75 за Гкал, население - 1841,69 руб. за Гкал. Приложением 2.2 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1732,43 руб. за Гкал, население - 2044,27 руб. за Гкал. Приложением 2.3 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г.: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1732,43 руб. за Гкал, население - 2044,27 руб. за Гкал. Приложением 2.4 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г.: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1809,12 руб. за Гкал, население - 2134,76 руб. за Гкал. Приложением 2.5 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г.: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1809,12 руб. за Гкал, население - 2134,76 руб. за Гкал. Приложением 2.6 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г.: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1869,77 руб. за Гкал, население - 2206,33 руб. за Гкал.
УГРТ по Брянской области 19 декабря 2014 г. издан Приказ № 55/6-гвс "О тарифах на горячую воду, поставляемую АО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска", который опубликован в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" № 34 (208)/2014 от 19 декабря 2014 г. Указанным Приказом № 55/6-гвс определены двухкомпонентные тарифы на горячую воду на 2015 - 2017 гг. в закрытой системе горячего водоснабжения согласно приложениям 2 - 7.
Приложением 1 к Приказу № 55/6-гвс определены параметры регулирования при установлении тарифов на горячую воду на 2015 - 2017 гг., где определены базовый уровень операционных расходов в размере 0 тыс. руб. только на 2015 г., индекс эффективности операционных расходов определен как 1,0%, нормативный уровень прибыли определен как 0%, уровень потерь воды установлен 0%, удельный расход электрической энергии кВтч/куб. м - 0%. Приложением 2 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г.: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 102,51, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 13,61, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 1560,75; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 120,96, компонент на холодную воду (руб. куб. метр) - 16,06, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 1841,69. Приложением 3 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 113,91, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 15,16, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 1732,43; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 134,41, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 17,89, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 2044,27. Приложением 4 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г.: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 113,91, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 15,16, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 1732,43; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 134,41, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 17,89, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 2044,27. Приложением 5 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г.: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 119,19, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 16,07, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 1809,12; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 140,64, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 18,96, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 2134,76. Приложением 6 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г.: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 119,19, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 16,07, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 1809,12; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 140,61, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 18,96, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 2134,76. Приложением 7 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г.: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 123,47, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 16,89, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 1869,77; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб. куб. метр) - 145,69, компонент на холодную воду (руб. куб. м) - 19,93, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал) - 2206,33.
Акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - АО "Брянские коммунальные системы") обратилось в суд с заявлением о признании не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью указанные приказы.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые приказы устанавливают экономически необоснованные тарифы на тепловую энергию и на горячую воду для потребителей АО "Брянские коммунальные системы", не учитывающие расходы общества, что противоречит общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения и водоснабжения, предусмотренным статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и статьей 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". По мнению заявителя, размеры тарифов, установленные приложениями оспариваемых приказов, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. При установлении тарифов регулирующим органом не учтены в полном объеме расходы по статьям затрат: топливо, электрическая энергия, услуги холодного водоснабжения, сырье и материалы, оплата труда с отчислениями страховых взносов, амортизация, арендная плата, услуги производственного характера, услуги водоотведения, прочие расходы, внереализационные расходы, прибыль, горячее водоснабжение, не учтенные в предыдущих периодах регулирования расходы, в результате чего заявитель может понести убытки. Также УГРТ Брянской области нарушен порядок опубликования нормативных правовых актов.
В судебном заседании представители заявителя Г.Г.А. и А.Е.А., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители УГРТ Брянской области Б.В.Ф., С.М.В., И.Н.Е., действующие по доверенности, в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснили, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом исполнительной власти и не противоречат действующему законодательству.
Представители Федеральной службы по тарифам России и управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, некоммерческого партнерства "ТЭКтест-32", извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, суд с учетом требований статей 167, 252 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемых положений нормативного правового акта, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
На федеральном уровне отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 г. № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 г.", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 г. № 760-э, и иными нормативными правовыми актами. Процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанным с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. № 163.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 г. "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, и иными нормативными правовыми актами.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Федеральным законом № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункты 4, 5.1 части 1 статьи 8 этого Федерального закона).
Согласно Положению, утвержденному Указом Губернатора Брянской области № 45 от 28 января 2013 г., УГРТ Брянской области является органом исполнительной государственной власти Брянской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов. Одной из основных задач управления является установление подлежащих государственному регулированию тарифов в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
Во исполнение положений федерального законодательства УГРТ Брянской области 19 декабря 2014 г. приняты Приказ № 55/1-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", Приказ № 55/6-гвс "О тарифах на горячую воду, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска".
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета", на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (пункт 1 статьи 29 Закона Брянской области № 28-З от 3 ноября 1997 г. "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области").
Оспариваемые приказы опубликованы в информационном бюллетене Правительства Брянской области № 34(208)/2014 от 19 декабря 2014 г. на странице 286 и странице 344.
Доводы заявителя о несвоевременном опубликовании оспариваемых актов не нашли своего подтверждения. Оспариваемые приказы изданы полномочным органом УГРТ Брянской области в рамках компетенции и в установленном порядке опубликованы в официальном издании.
Согласно части 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что теплоснабжающая организация АО "Брянские коммунальные системы", осуществляющая продажу потребителям произведенной тепловой энергии, представила 30 апреля 2014 г. в УГРТ Брянской области заявление о выборе метода регулирования тарифов путем определения затрат методом индексации.
Приказом УГРТ Брянской области от 16 мая 2014 г. № 20/8-т принято решение о том, что при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2015 г. в отношении АО "Брянские коммунальные системы" будет применен метод индексации установленных тарифов. Указанный приказ отправлен в адрес организации заказным письмом 22 мая 2014 г. Решение о выборе метода регулирования заявителем не оспаривается.
Из материалов дела видно, что АО "Брянские коммунальные системы" представило в УГРТ Брянской области материалы для утверждения тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую тремя котельными, находящимися в эксплуатации (по адресу: г. Брянск, ул. XXII съезда КПСС, 2а; ул. Луначарского, 42а; ул. Комсомольская, 4б), и отпускаемую потребителям области, на 2015 год: с 01.01.2015 в размере 7058,67 руб. за 1 Гкал (без НДС) и с 01.07.2015 - 9903,05 руб. за 1 Гкал (без НДС).
В соответствии с п. 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которую наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщает к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным п. 29 Правил.
Исследовав представленное УГРТ Брянской области экспертное заключение, обосновывающие материалы и документы (договоры, счета-фактуры, приказы и др.), представленные АО "Брянские коммунальные системы" по расчету тарифа на тепловую энергию, суд находит его соответствующим требованиям, установленным п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075.
Изучив протокол заседания правления УГРТ Брянской области от 19 декабря 2014 г. № 55, по результатам рассмотрения представленных документов суд находит, что он содержит необходимые сведения и соответствует п. 32 Правил, оспариваемое решение об установлении тарифов на тепловую энергию принято в соответствии с п. 18 Регламента.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов (п. 2 ч. 1 ст. 9 указанного Закона) осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.
Согласно протоколу заседания правления от 19 декабря 2014 г. № 55 по результатам рассмотрения представленных документов величина необходимой валовой выручки (НВВ), заявленная организацией на 2015 г. в размере 237568,84 тыс. руб., в том числе: с 1 января по 30 июня 2015 г. - 120729,09 тыс. руб., с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 116839,75 тыс. руб., скорректирована регулирующим органом на основании представленных документов и в связи с недостаточностью представленных организацией обоснований - на необходимую валовую выручку от реализации тепловой энергии потребителям на 2015 г. в размере 45304,45 тыс. руб., в том числе: с 1 января по 30 июня 2015 г. - 24400,67 тыс. руб., с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 20903,78 тыс. руб.
Из системного анализа положений пунктов 28, 29, 30, 31 и 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пунктов 15, 16, 18 и 22 Регламента следует, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которая помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций должна содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Как усматривается из подготовленного экспертным советом УГРТ Брянской области экспертного заключения по делу об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям Брянской области, на 2015 - 2017 гг., экспертом предложено исключить ряд предложенных организацией расходов в расчет тарифа, как экономически необоснованных.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.10.2014 № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 г." утверждены максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию на 2015 г. в среднем по субъектам Российской Федерации, в том числе для Брянской области, к тарифу, действующему по состоянию на 31.12.2014: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 100%; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 109,0%.
Согласно оспариваемому Приказу УГРТ Брянской области № 55/1-т (приложения 2 и 2.2) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 01.07.2015 по 31.12.2015 для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлены в размере 1560,75 за Гкал; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - в размере 1732,43 руб. за Гкал.
Таким образом, с учетом того, что по состоянию на 31 декабря 2014 г. действовал установленный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы", - 1560,75 руб. за 1 Гкал, при установлении для организации тарифа на тепловую энергию на первое полугодие 2015 года в том же размере УГРТ Брянской области соблюдены требования пунктов 15 и 22 Основ ценообразования.
Суд отмечает, что при установлении тарифов на второе полугодие 2015 г. в размере 1732,43 руб. за Гкал УГРТ Брянской области допустило превышение роста тарифа - 111% по сравнению с установленным Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.10.2014 № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год" максимальным значением величины роста тарифов для Брянской области - 109,0%, превышение составило 2%.
Исследовав представленные доказательства, суд полагает, что экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию, утвержденного для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" на 2015 г., подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертным заключением, представленным УГРТ Брянской области, содержащим основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных АО "Брянские коммунальные системы".
В силу пп. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
С учетом положений пунктов 28 и 31 Основ ценообразования, пункта 18 Методических указаний, на основании представленных материалов судом установлено, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определен регулирующим органом с учетом динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года (2011, 2012, 2013) в размере 27 тыс. 792,1 Гкал, что не противоречит данным экспертизы на 2014 г., проведенной НП "ТЭКтест-32" для организации.
Как указано в экспертном заключении, проведенном УГРТ Брянской области, и протоколе правления № 55 от 19.12.2014, размер полезного отпуска на 2015 г. принят на основании анализа фактического полезного отпуска за 3 отчетных периода и заключений по результатам экспертизы за 2014 и 2015 гг., с учетом среднегодового значения полезного отпуска по 3 котельным, по данным выборки фактических показателей, которые соответствуют определенной величине - 27 тыс. 792 Гкал.
Суд учитывает, что указанный объем полезного отпуска - 27,7 тыс. Гкал был заявлен регулируемой организацией на 2014 г. с учетом результатов экспертизы. Вместе с тем статистическая отчетность за период - финансовый год - АО "Брянские коммунальные системы" по 3 котельным не представлена. За 2014 г., по имеющимся сведениям статистической формы 46-ТЭ, представленной заявителем в УГРТ Брянской области 17.03.2015 вх. № 615, объем полезного отпуска составил 25,792 тыс. Гкал, из них 19,985 тыс. Гкал (77,5%) - при отсутствии приборов учета.
Таким образом, в связи с несоответствием заявленного объема фактическому полезному отпуску АО "Брянские коммунальные системы" регулирующим органом правомерно не принят заявленный полезный отпуск в объеме 28,8 тыс. Гкал при расчете тарифа на тепловую энергию на 2015 г.
С учетом положений пункта 33 Основ ценообразования и пункта 33 Правил, в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.
Как следует из материалов дела, АО "Брянские коммунальные системы" были заявлены операционные (подконтрольные) расходы на 2015 год всего в размере 171 млн. 604 тыс. 240 руб., из них при расчете тарифа на тепловую энергию регулирующим органом включены расходы на сумму 9 млн. 324 тыс. 130 руб.
По статье "Расходы на сырье и материалы" АО "Брянские коммунальные системы" были заявлены расходы в размере 361,5 тыс. руб., из которых 22,14 тыс. руб. - на ремонт автотранспорта, 339,36 тыс. руб. - на ГСМ. В подтверждение необходимого размера средств по данной статье заявителем были представлены копии товарных накладных и счета-фактуры за январь - март 2014 г. по расходованию ГСМ; копии документов по покупке запасных частей; обороты счета 10.03 и счета 10.05 за 1 квартал 2014 г. Также были представлены копии писем организации о необходимости приобретения материалов для обеспечения бесперебойной эксплуатации котельных, не предусмотренных договором на техническое обслуживание котельных и теплотрасс.
Регулирующим органом на основании экспертного заключения правомерно исключен объем финансовых средств по данной статье в размере 115,15 тыс. рублей; не приняты расходы по ГСМ в размере 93 тыс. 10 руб., расходы по материалам на ремонт автотранспорта - 22 тыс. 140 руб. из-за отсутствия расчета годового объема потребности, как экономически необоснованные.
В связи с отсутствием подтвержденных расходов на оспариваемую сумму УГРТ Брянской области приняло в расчет тарифа необходимые финансовые средства по статье затрат "сырье и материалы" в размере 246,35 тыс. руб., определив их в соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования по каждому виду сырья и материалов как сумму произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов с учетом индексации.
Согласно п. 32 Методических указаний объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).
АО "Брянские коммунальные системы" были заявлены расходы на текущий ремонт основных средств в объеме 894,76 тыс. руб. и капитальный ремонт в объеме 100,25 тыс. руб. В обоснование необходимости включения в необходимую валовую выручку указанных средств заявителем были представлены дефектные ведомости, письма ГУП "Брянсккоммунэнерго", а также сводные расчеты по данному виду затрат.
Исследовав представленные материалы, суд соглашается с позицией регулирующего органа об отказе во включении расходов на ремонт основных средств в размере 995,01 тыс. руб., исходя из того, что при расчете тарифа должны учитываться фактически понесенные организацией расходы, если они признаются экономически обоснованными, учитывая, что все котельные заявителя являются новыми и модернизация указанных объектов считается нецелесообразной; с учетом того, что заявитель может осуществить ремонт за счет амортизационных отчислений, т.к. в случае несения не учтенных расходов, связанных с заменой механизмов, эти расходы подлежат включению в последующий период регулирования.
По статье "Оплата труда с отчислениями страховых взносов" АО "Брянские коммунальные системы" был заявлен фонд оплаты труда на 2015 г. в размере 17994,08 тыс. руб. при нормативной численности аппарата управления 24,5 единицы. Заявитель ссылается на то, что расчет нормативной численности произведен в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 12.10.1999 № 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", размер фонда оплаты труда определен в соответствии с действующим на предприятии положением об оплате труда, с учетом среднего межразрядного коэффициента, расчет которого представлен в материалах тарифного дела, а также с учетом положений, предусмотренных "Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 гг.".
УГРТ Брянской области на основании названного приказа Госстроя РФ определена для заявителя нормативная численность в количестве 4 единиц с учетом корреляции. При этом расходы на оплату труда составили 2 млн. 717 тыс. 550 руб.
Суд соглашается с доводами регулирующего органа об экономической необоснованности заявленного фонда оплаты труда в размере 15 млн. 276 тыс. 530 руб., учитывая, что согласно Приказу Госстроя Российской Федерации от 12 октября 1999 года № 74 при наличии до 150 работников на предприятии управленческий персонал должен составлять 12,5 человека на 150 работников, а в АО "Брянские коммунальные системы" нет ни одного представителя рабочей специальности, только управленческий персонал, при этом заявленный средний размер заработной платы в отсутствие обоснования составляет 56616 руб. Заявитель не оспаривал, что в тарифное дело были представлены только штатное расписание и коллективный договор; других документов в подтверждение указанной численности и зарплаты, например сведений об уплате НДФЛ и других, в обоснование расходов по данной статье представлено не было.
Проверяя доводы заявителя о том, что УГРТ Брянской области необоснованно не включены по статье "услуги производственного характера" в числе заявленных расходов - 9 млн. 618,0 тыс. руб., расходы на работы и услуги со сторонними организациями на сумму 5 млн. 130 тыс. 850 руб., суд установил, что регулирующим органом частично не приняты заявленные расходы по договору на техническое обслуживание № 4/14/1 от 1 сентября 2013 г., заключенному с ГУП "Брянсккоммунэнерго", ввиду того, что заявитель не указал причину, по которой был заключен договор с этой организацией на столь значительную сумму, в соответствии с процедурой закупки, в связи с чем имелись законные основания для пересчета цены по договору по регионам в целом с учетом среднестатистических данных. При этом регулирующим органом было учтено: расчет нормативной численности, средняя заработная плата персонала, затраты на приобретение сырья и материалов, на приобретение химических реагентов с индексацией, расходы на охрану труда.
Заявитель не представил в материалы тарифного дела перечень обоснованных мероприятий по проведению ремонтных работ, расчетные цены на их выполнение, был представлен только договор на техническое обслуживание котельных и теплотрасс № 4/14/1 от 1 сентября 2013 г., заключенный между ОАО "Брянские коммунальные системы" и ГУП "Брянсккоммунэнерго", стоимость которого согласно калькуляции в месяц составляет, без учета НДС, 719 тыс. 022 руб. 33 коп. Указанный договор был заключен без соблюдения требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также регламента проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Брянские коммунальные системы", утвержденного советом директоров 20 марта 2012 г. Суд не находит оснований для признания неверным определенного УГРТ по Брянской области размера стоимости данных расходов - 4 млн. 487 тыс. 150 руб., учитывая, что заявленная сумма не была надлежащим образом документально подтверждена.
АО "Брянские коммунальные системы" оспаривает отказ во включении регулирующим органом в полном объеме заявленных расходов по статье на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, - 1 млн. 232 тыс. 530 рублей, с зачетом по данной статье - 241990 рублей.
Судом установлено, что на услуги связи органом регулирования из заявленных 364 тыс. 490 руб. включено 73 тыс. 260 руб. Расходы на сумму 291 тыс. 230 руб. не приняты ввиду их экономической необоснованности, в том числе: на ГТС индивидуальная абонентская линия - 29 тыс. 023 руб.; детализация счета - 4 тыс. 146 руб.; Интернет - 111 тыс. 691 руб.; услуги сотовой связи - 138 тыс. руб.; ГТС пользование парой кабеля - 8 тыс. 370 руб.
С учетом исследованных материалов суд находит, что доводы заявителя о необоснованном исключении расходов на услуги связи не нашли своего подтверждения; регулирующим органом правомерно были рассчитаны необходимые расходы на основании сведений, имеющихся за прошлые периоды регулирования, с использованием договоров и фактических данных о стоимости фактической единицы и объема потребления указанных услуг; представленная организацией расшифровка расходов правомерно скорректирована с учетом абонентской платы только за телефон, с частичным исключением расходов за Интернет и услуги сотовой связи.
Согласно экспертному заключению по заявленным расходам на юридические, информационные, аудиторские и консультационные услуги - 864 тыс. 840 руб. включено - 168 тыс. 730 руб. Регулирующий орган не принял заявленные расходы в размере 696 тыс. 110 руб. ввиду их необоснованности и отсутствия расшифровки по затратам, в том числе: на аудиторские услуги - 293 тыс. 160 руб.; на БИЦ КонсультантПлюс - 382 тыс. 016 руб.; на услуги нотариуса - 20 тыс. 940 руб.
На основе анализа представленных материалов суд не может согласиться с доводами заявителя о необоснованном исключении регулирующим органом оспариваемой части расходов, поскольку в тарифное дело документов в подтверждение экономической обоснованности данных расходов представлено не было.
Также суд не может согласиться с доводами заявителя о неправомерности исключения заявленных расходов на другие работы и услуги в размере 3,19 тыс. руб., относящихся к услугам по обслуживанию контрольно-кассового аппарата, по тем основаниям, что часть потребителей оплачивает счета через кассу согласно заключенному в 2013 г. договору на обслуживание контрольно-кассовых машин с ООО "Брянскоргтехника", признавая, что экономического обоснования данным расходам не имеется, т.к. данные расходы учитываются в ином порядке.
Проверив доводы заявителя о неправомерном исключении расходов на служебные командировки в размере 140 тыс. 220 руб., суд находит их необоснованными, поскольку в тарифное дело не был представлен расчет о потребности в командировках и их экономической обоснованности.
По статье "Арендная плата" АО "Брянские коммунальные системы" заявлены расходы 2129,49 тыс. руб., приложен договор субаренды недвижимого имущества № 2013/11-135 от 01.11.2013, где в приложении 1 указаны помещения и их площади, арендуемые заявителем.
Как следует из экспертного заключения, УГРТ Брянской области не учтены площади арендуемых коридоров и санузлов, а также площади кабинетов, используемых для хранения архива. Расчет арендуемой площади произведен исходя из численности 4 человека. Из заявленных расходов на арендную плату по данной статье учтено 103 тыс. 190 руб. Не учтены расходы в размере 2 млн. 026 тыс. 310 руб. в связи с истечением срока действия договора субаренды, представленного в материалы дела, до начала расчетного периода регулирования - 30 сентября 2014 г.
На основе анализа представленных материалов суд находит правильным определенный регулирующим органом размер арендной платы помещений, произведенный в соответствии с требованиями норм СанПиН 2.2.282.4.1340-03, с учетом изменившейся численности организации и договора аренды нежилого помещения (с 01.11.2013 по 30.09.2014), поскольку сведений о пролонгации данного договора и его фактическом исполнении в материалы тарифного дела заявителем представлено не было.
По статье "Другие расходы" ОАО "Брянские коммунальные системы" была заявлена сумма 618 тыс. 140 руб., регулирующим органом учтено 144 тыс. руб., в том числе: на услуги по ремонту оргтехники учтено 60 тыс. руб. из заявленных 321 тыс. 240 руб., не учтено 261 тыс. 240 руб.; на канцелярские, почтово-телеграфные расходы учтено 84 тыс. руб. из заявленных 296 тыс. 910 руб., не учтено 212 тыс. 910 руб.
Согласно экспертному заключению данные расходы не учтены из-за отсутствия экономического обоснования, т.к. надлежащим образом не подтверждены соответствующими расчетами. Исследовав материалы дела, суд признает верной позицию УГРТ Брянской области, основанную на принятии к сведению только экономически обоснованных расходов, соглашаясь с определенным регулирующим органом размером расходов по указанной статье.
По доводам заявителя о том, что регулирующим органом неправомерно не включены заявленные расходы по статье "экономически обоснованные расходы, не учтенные в предыдущих периодах регулирования", подлежащие учету при установлении тарифов на 2014 - 2016 гг. в соответствии с Приказом ФСТ России № 1011-д от 25 июля 2013 г., судом установлено, что по данной статье по приказу ФСТ России учтено 1 млн. 383 тыс. 900 руб. из заявленного объема 138 млн. 515 тыс. 260 руб. Суд полагает, что сумма в 138,3 млн. руб., заявленная АО "БКС" в качестве экономически обоснованных расходов, не учтенных в предыдущих периодах регулирования и подлежащих учету и возмещению в 2014 - 2016 гг., явно завышена и является необоснованной.
Согласно Приказу ФСТ России от 25.07.2013 № 1011-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Брянские коммунальные системы" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с управлением государственного регулирования тарифов Брянской области" УГРТ Брянской области было предписано в установленном порядке осуществить учет подлежащих дополнительному учету 279,03 млн. руб., неправомерно не учтенных при расчете необходимой валовой выручки ОАО "Брянские коммунальные системы" (исключенных из расчета) на 2013 г., при установлении для организации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 - 2016 гг. Сумма дополнительного учета в размере 279,0 млн. руб. интерполирована с учетом изменения производственной структуры и производственных мощностей эксплуатируемого ОАО "Брянские коммунальные системы" теплоэнергетического комплекса для учета в тарифном решении на 2014 - 2016 гг. по статьям затрат и составила 4,76 млн. руб.
Во исполнение приказа ФСТ России в составе необходимой валовой выручки на 2014 г. АО "Брянские коммунальные системы" регулирующим органом были учтены расходы в сумме 2,0 млн. руб. с учетом того, что с сентября 2013 г. произошло изменение производственной структуры и производственных мощностей регулируемой организации (после расторжения договоров аренды недвижимого имущества и передачи имущества в ГУП "Брянсккоммунэнерго"), т.к. в организации осталось только 3 котельных из 166. При этом учитывался факт уменьшения со стороны ОАО "Брянские коммунальные системы" полезного отпуска тепловой энергии в 2014 г. по сравнению с 2013 г. с 1 млн. 617 тыс. 290 Гкал до 27 тыс. 700 Гкал, а также то, что из указанной суммы 4 млн. 779 тыс. 071 руб. 2 млн. руб. уже были учтены в необходимой валовой выручке тарифа ОАО "Брянские коммунальные системы" на 2014 г., оставшаяся часть подлежит учету в размере 2,7 млн. руб. равными долями на регулируемый период 2015 - 2016 гг., в том числе в 2015 г. - 1,38 млн. руб., а в 2016 г. осталось к возмещению 1,38 млн. руб.
При таких обстоятельствах суд находит верным и принимает расчетное обоснование УГРТ Брянской области об исключении из заявленных расходов по данной статье суммы 137 млн. 131 тыс. 360 руб.
По неподконтрольным расходам АО "Брянские коммунальные системы" был заявлен размер расходов 28 млн. 759 тыс. 130 руб., из них включено в расчет тарифа на тепловую энергию - 8 млн. 583 тыс. 610 руб., в том числе расходы по оплате за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду включены в полном объеме - 8 тыс. руб.
По налогу на имущество включено 688 тыс. 270 руб. из заявленной суммы расходов - 1 млн. 135 тыс. 300 руб. Не учтено - 447 тыс. 030 руб. из-за пересчета амортизационных отчислений и изменения среднегодовой стоимости основных средств. По исследованным материалам суд находит, что регулирующим органом сумма налога на имущество правомерно рассчитана, исходя из среднегодовой стоимости основных фондов и ставки налога на имущество в размере 2,2%. Суд не принимает во внимание доводы заявителя о том, что при расчете налога не учтен ряд основных средств, участвующих в производственном процессе или обеспечивающих производственный процесс, как необоснованные.
По расходам на социальные нужды включено 820 тыс. 700 руб. из заявленных расходов 5 млн. 434 тыс. 210 руб. Суд считает, что регулирующим органом по данной статье правомерно не учтены заявленные расходы на социальные нужды в размере 4 млн. 613 тыс. 510 руб. из-за пересчета фонда оплаты труда в связи с изменением общей численности работников в сторону уменьшения.
Сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов согласно пункту 43 Основ ценообразования определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 29. Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов включены УГРТ Брянской области в размере 6 млн. 675 тыс. 930 руб. из заявленных ОАО "Брянские коммунальные системы" 19 млн. 479 тыс. 420 руб. Не включено 12 млн. 803 тыс. 490 руб. из-за пересчета амортизационных отчислений по Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Согласно письменному отзыву УГРТ Брянской области основанием для расчета амортизационных отчислений явилось то, что регулируемой организацией были получены свидетельства о государственной регистрации 3 новых котельных. Расчет амортизационных отчислений выполнен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" с учетом сроков полезного использования основных средств.
При расчете расходов регулирующим органом взяты за основу сведения из налоговой декларации по налогу на прибыль АО "Брянские коммунальные системы" за 9 месяцев 2014 г., согласно которым сумма амортизационных отчислений составила 5 млн. 006 тыс. 948 руб., из чего следует, что ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 556 тыс. 327 руб. 55 коп.; таким образом, по году фактическая сумма амортизации составит 6 млн. 675 тыс. 930 руб. 66 коп.
С учетом того, что со стороны АО "Брянские коммунальные системы" не предусмотрено ввода в эксплуатацию новых объектов, регулирующим органом сделан вывод, что сумма амортизационных отчислений на 2015 г. соответствует налоговым данным.
Суд находит заслуживающими внимания доводы заявителя о том, что производить расчет амортизационных отчислений, опираясь на цифры налоговой декларации по налогу на прибыль, неправомерно, так как в декларации по налогу на прибыль отражена сумма амортизационных отчислений налогового учета (нелинейный метод начисления амортизации), а не бухгалтерского (линейный метод начисления амортизации), на что прямо указано в приведенной выше норме п. 43 Основ ценообразования.
Однако, учитывая, что в силу п. 13 Основ ценообразования АО "Брянские коммунальные системы" не лишено возможности представить сведения о понесенных дополнительных экономически обоснованных расходах на амортизацию для учета в следующем периоде регулирования, суд полагает возможным согласиться с позицией УГРТ Брянской области в данной части.
Суд находит правильной и обоснованной позицию регулирующего органа о включении расходов, учтенных как резерв по сомнительным долгам, в размере 390 тыс. 710 руб. из заявленных ОАО "Брянские коммунальные системы" 2 млн. 652 тыс. 160 руб. При этом правомерно не учтены расходы 2 млн. 261 тыс. 450 руб. на основании пункта 47 Основ ценообразования.
Регулирующим органом указано, что задолженность по постановлениям судебного пристава-исполнителя, приложенным в материалы тарифного дела за 2009 - 2012 гг., о которой заявлено АО "Брянские коммунальные системы", является безнадежной задолженностью, учитывается в ином порядке и не подлежит включению в необходимую валовую выручку.
Доводы заявителя о том, что не учтенные в предыдущих периодах регулирования расходы должны быть включены в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого регулируемой организацией финансового результата, не могут быть приняты во внимание за необоснованностью.
По расходам на приобретение энергоресурсов УГРТ по Брянской области включено в расчет необходимой валовой выручки 27 млн. 170 тыс. 140 руб. из 28 млн. 870 тыс. 500 руб., в том числе на топливо включено 22 млн. 782 тыс. 410 руб. из заявленных расходов 24 млн. 197 тыс. 250 руб. Не включены расходы на сумму 1 млн. 414 тыс. 840 руб., имеются разногласия по количеству отпуска тепловой энергии с коллекторов, удельному расходу топлива, цене газа.
Как указано в экспертном заключении и протоколе Правления № 55 от 19.12.2014, величина удельного расхода топлива на 2015 г. принята регулирующим органом согласно заключению по результатам экспертизы 2014 г., равному годовому значению, поскольку расчетный период регулирования определен действующим законодательством как финансовый год, т.к. расчетных значений по полугодиям Основами ценообразования не предусмотрено.
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что УГРТ по Брянской области неправомерно применен удельный расход топлива в одинаковом размере - 160,1 по двум полугодиям, как необоснованные.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования регулирующим органом применены действующие цены на период с 1 июля по состоянию на 31 декабря 2014 г. и прогнозные показатели на 2015 год согласно календарной разбивке с 1 января 2015 г. - 100,0%, с 1 июля 2015 г. - 107,5%.
Расчетная плановая цена на топливо определена по IV группе потребителей в размере 4 тыс. 939,97 руб., в том числе: в 1-м полугодии - 4 тыс. 783,69 руб., во 2-м полугодии - 5 тыс. 142,47 руб., рассчитанная с учетом индекса роста в размере 107,5% согласно прогнозу Минэкономразвития России (опубликован 26 сентября 2014 г.). Обоснованием цены газа послужила информация ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" о ценах для конечных потребителей Брянской области в разрезе групп потребления газа (договор на поставку газа № 07-5-11548).
В отношении применяемой цены в расчетах затрат на топливо заявителем не оспаривается отнесение к IV группе потребителей.
Оспаривая применение цены на газ с 1 января 2015 г., заявитель ссылается на то, что регулирующим органом не был учтен действовавший на момент принятия тарифного решения приказ УГРТ Брянской области от 18 декабря 2014 г., которым установлена специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа в размере 45,96 руб., в связи с чем общая цена газа с 1 января 2015 г. с учетом всех затрат составила 4786,15 руб.
Суд находит данные доводы заслуживающими внимания. Вместе с тем суд учитывает, что для АО "Брянские коммунальные системы" была установлена заниженная цена на газ - 4783,62 руб., поэтому разница в цене в связи с неприменением регулирующим органом специальной надбавки составляет 2 рубля, что не повлекло существенных изменений в установленном тарифе на тепловую энергию.
По расчетному объему отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов, регулирующим органом учтены потери при производстве тепловой энергии в размере 4 тыс. 810 Гкал: с 1 января по 30 июня 2015 г. - 2 тыс. 710 Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 2 тыс. 100 Гкал, как экономически обоснованные.
Исследовав представленные материалы, суд соглашается с расчетом УГРТ Брянской области по расходам на топливо, отклоняя доводы заявителя о неправомерном снижении затрат по данной статье на сумму 1 млн. 414 тыс. 840 руб., поскольку экономически обоснованное количество тепловой энергии, поставляемой с коллекторов, на 2015 г., с учетом потерь, составляет не 34,43098 тыс. Гкал, а 32,51 тыс. Гкал.
По расходам на электрическую энергию регулирующим органом включено 4 млн. 357 тыс. 550 руб. из заявленных расходов - 4 млн. 625 тыс. 230 руб. Не учтено 267 тыс. 680 руб. из-за пересчета амортизационных отчислений и изменения среднегодовой стоимости основных средств.
Управлением принят расчетный объем приобретения электрической энергии - 984,64 тыс. кВтч, плановая цена по группе СН2 - 4,42 руб. за 1 кВтч, в том числе в 1-м полугодии в размере 4,26 руб., из расчета средней фактически сложившейся нерегулируемой цены для потребителей Брянской области первой ценовой категории в 2014 году; во 2-м полугодии - в размере 4,64 руб., рассчитанной с учетом индекса роста в размере 108,9%, предусмотренном прогнозом Минэкономразвития России, опубликованным от 26.09.2014. Регулирующим органом сделан расчет потребления электрической энергии по котельным с учетом предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию для потребителей Брянской области первой ценовой категории в 2014 г.
Из анализа материалов видно, что разница между заявкой по данной статье затрат - 267 тыс. 730 руб. - возникла в результате применения УГРТ Брянской области в расчете объема потребления электрической энергии - 32 тыс. 510 Гкал, тогда как организацией необоснованно заявлен объем потребления - 34 тыс. 430,98 Гкал. Суд находит правомерным исключение регулятором расходов по статье "электрическая энергия" в размере 267,73 тыс. рублей ввиду экономической необоснованности.
АО "Брянские коммунальные системы", соглашаясь с ценами, примененными УГРТ Брянской области при определении расходов по статье "электрическая энергия", не согласно с разбивкой количества электрической энергии по периодам, однако соответствующего правового регулирования не предусмотрено.
По расходам на холодную воду регулирующим органом включено в расчет НВВ 30 тыс. 180 руб. из заявленных расходов АО "Брянские коммунальные системы" - 48 тыс. 020 руб. Не включены расходы в размере 17 тыс. 840 руб. (услуги водоотведения) из-за переноса данных расходов в статью "услуги производственного характера".
По данной статье затрат согласно экспертному заключению ОАО "Брянские коммунальные системы" заявлены расходы в сумме 48,02 тыс. рублей, в том числе: с 1 января по 30 июня 2015 г. - 23,46 тыс. руб., с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 24,56 тыс. руб.; объем потребления холодной воды заявлен в размере 2,1124 тыс. куб. м, в том числе с 1 января по 30 июня 2015 г. - 1,0479 тыс. куб. м, с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 1,0645 тыс. куб. м. При этом заявленная цена на покупку услуг включает цены услуг водоснабжения и водоотведения.
Регулирующим органом обоснованно включены расходы по данной статье в размере 30,18 тыс. руб., определенные в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, как произведение расчетного объема потребления холодной воды - 2,1124 тыс. куб. метров и цены приобретения воды, оказываемой МУП "Брянский городской водоканал": в 1-м полугодии в размере 13,61 руб., во 2-м полугодии в размере 15,61 руб., рассчитанной с учетом индекса роста в размере 111,4% по прогнозу Минэкономразвития России от 26.09.2014.
Обоснованием для принятого объема потребления холодной воды послужил расчет потребления холодной воды, договор на оказание услуг водоснабжения с МУП "Брянский городской водоканал". Исключая расходы на услуги водоотведения по данной статье в размере 17,84 тыс. рублей ввиду экономической необоснованности, регулятор указал, что объем этих средств учитывается по статье "услуги производственного характера".
Таким образом, в сумму расходов по данной статье затрат были включены только те расходы, которые непосредственно связаны с холодным водоснабжением.
Заявленные АО "Брянские коммунальные системы" расходы по прибыли учтены частично в размере 226 тыс. 570 руб. от заявленного размера 8 млн. 335 тыс. 040 руб. Не учтено 8 млн. 107 тыс. 470 руб. из-за непринятия части расходов по прибыли ввиду отсутствия экономического обоснования.
В связи с тем что нормативный уровень прибыли, рассчитанный АО "Брянские коммунальные системы" в размере 9,19%, не был подтвержден соответствующими данными, регулирующим органом нормативный уровень прибыли был правомерно принят в размере, определенном пунктом 41 Приказа ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" - 0,5% от НВВ.
Доводы АО "Брянские коммунальные системы" о том, что заявленный нормативный уровень прибыли в размере 9,19% подтвержден расчетом, в котором указана информация об исходных данных для расчета и источнике их получения, не свидетельствуют об экономической обоснованности заявленных расходов по прибыли и подлежат отклонению.
Суд соглашается с расчетом регулирующего органа по включенным расходам, согласно которому сумма необходимой валовой выручки составляет 45 млн. 304 тыс. 450 руб., признавая заявленную АО "Брянские коммунальные системы" сумму НВВ в размере 237 млн. 568 тыс. 890 руб. неверной, с отклонением заявленной суммы расходов - 192 млн. 264 тыс. 440 руб., как экономически необоснованной.
Довод представителя заявителя о том, что регулирующий орган обязан был истребовать у них дополнительные сведения, подтверждающие экономическую обоснованность заявленных расходов в случае их непредставления либо неполноты сведений, суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, поскольку обязанность представления таких сведений возложена на регулируемую организацию.
Суд не находит оснований для признания неверным размера тарифа, определенного УГРТ Брянской области исходя из объема НВВ - 45 млн. 304 тыс. 450 руб. и полезного отпуска - 27 тыс. 700 Гкал, с предварительной разбивкой по полугодиям (НВВ / полезный отпуск): 1-е полугодие - 24 млн. 400 тыс. 670 руб. / 15 тыс. 634 Гкал = 1 тыс. 560 руб. 75 коп.; 2-е полугодие - 20 млн. 903 тыс. 780 руб. / 12 тыс. 066 Гкал = 1 тыс. 732 руб. 43 коп. При этом рост тарифа по периодам составил соответственно 100,0% и 111,0%.
В соответствии с п. 15 Основ ценообразования и Приказом Федеральной службы по тарифам России от 11.10.2014 № 227-э/3, которым для Брянской области установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию на 2015 г., с января 2015 г. тариф на тепловую энергию должен оставаться неизменным по отношению на конец 2014 года, рост тарифа указан 100,0%, а с июля 2015 года повышение тарифа предусмотрено 109%.
Предложенный к утверждению АО "Брянские коммунальные системы" тариф с 1 января 2015 г. - 7058,67 руб. за 1 Гкал, таким образом, рост тарифа, заявленного организацией, по отношению к тарифу, действующему по состоянию на 31.12.2014 (1560,75 руб. за 1 Гкал), составляет 452,26%, тогда как по приказу ФСТ России на данный период роста тарифа не предусмотрено (100,0%).
С 1 июля 2015 г. регулируемой организацией заявлен тариф - 9903,05 руб. за 1 Гкал, при этом рост тарифа по сравнению с тарифом на 31.12.2014 составляет 634,5%, а по сравнению с заявленным ОАО "Брянские коммунальные системы" тарифом на 1 января 2015 г. (7058,67 руб. за 1 Гкал) составляет 140%, что значительно превышает установленный ФСТ России рост тарифа для Брянской области на указанный период - 109,0%.
Суд полагает, что установление тарифа выше максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, утвержденной ФСТ России, будет нарушать принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.
С учетом изложенного суд не находит оснований для признания оспариваемого приказа в части утвержденных УГРТ Брянской области тарифов на тепловую энергию на 2015 г. для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" незаконным, поскольку установленные тарифы на тепловую энергию экономически обоснованы и рассчитаны с соблюдением баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей.
Также оспариваемым приказом с учетом экономически обоснованных определенных УГРТ Брянской области долгосрочных параметров на законных основаниях установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям для АО "Брянские коммунальные системы": с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. в размере 1732,43 руб. за 1 Гкал (без НДС); с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в размере 1809,12 руб. за 1 Гкал (без НДС).
При этом рост тарифа на 2016 г. по ОАО "Брянские коммунальные системы" составляет с 1 января 2016 г. 100%, с 1 июля 2016 года - 104,43%, что не превышает прогнозный индекс роста, определенный прогнозом Минэкономразвития РФ (105,5%) с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. в размере 1809,12 руб. за 1 Гкал (без НДС); с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 1869,77 руб. за 1 Гкал (без НДС).
При этом рост тарифа на 2017 г. по ОАО "Брянские коммунальные системы" составляет с 1 января 2017 г. 100%, с 1 июля 2017 г. - 103,35%, что не превышает прогнозный индекс роста, определенный прогнозом Минэкономразвития РФ (104,2%).
Оснований для признания оспариваемого приказа в части утвержденных УГРТ Брянской области тарифов на тепловую энергию на 2015 - 2017 гг. для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" незаконным не имеется, поскольку установленные тарифы на 2015 - 2017 гг. экономически обоснованы и рассчитаны с соблюдением необходимых требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что утвержденный УГРТ 19 декабря 2014 г. Приказ № 55/1-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" на 2015 - 2017 гг. с календарной разбивкой согласно приложениям 2 - 2.6, является экономически обоснованным и соответствует требованиям действующего законодательства.
Оспаривая Приказ УГРТ Брянской области от 19.12.2014 № 55/6-гв с приложениями, заявитель указывает, что тариф на горячую воду напрямую зависит от тарифа на тепловую энергию, ссылаясь на то, что необоснованное занижение тарифа на тепловую энергию влечет необоснованное занижение и тарифа на горячую воду.
Как следует из представленного экспертного заключения УГРТ Брянской области, тариф на горячую воду, устанавливаемый для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" по трем котельным, был определен с применением метода индексации в закрытой системе горячего водоснабжения.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что данное экспертное заключение соответствует Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 орган регулирования тарифов установил двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду принято равным тарифу на холодную воду. Стоимость холодной воды определена по тарифам, установленным для поставщиков холодной воды, для организаций, которые оказывают услуги горячего водоснабжения (поставщиком холодной воды является МУП "Брянский городской водоканал").
С учетом утвержденных тарифов на тепловую энергию и холодную воду, сложившегося удельного количества тепловой энергии для подогрева 1 куб. м холодной воды, тарифа 1 куб. метра горячей воды на 2015 - 2017 гг. с календарной разбивкой, регулирующим органом определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на горячую воду. При этом на 2015 - 2017 гг. определены базовый уровень операционных расходов в размере 0 тыс. рублей только на 2015 г., индекс эффективности операционных расходов определен как 1,0%, нормативный уровень прибыли определен как 0%, уровень потерь воды установлен 0%, удельный расход электрической энергии кВтч/куб. м - 0%.
Суд считает, что регулирующим органом правомерно и с соблюдением требований действующего законодательства установлены тарифы на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 01.01.2015 по 30.06.2015.
Доводы заявителя судом не могут быть приняты во внимание, т.к. по представленным материалам судом не добыто и заявителем не представлено доказательств в подтверждение того, что при определении оспариваемых тарифов регулирующим органом нарушен принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, что повлекло нарушение прав заявителя.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания Приказа УГРТ Брянской области от 19.12.2014 № 55/6-гвс "О тарифах на горячую воду, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска" незаконным.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому закону, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не нарушают права заявителя, не противоречат федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления акционерного общества "Брянские коммунальные системы" о признании недействующими Приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 55/1-т от 19 декабря 2014 года "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", Приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 55/6-гвс от 19 декабря 2014 года "О тарифах на горячую воду, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.

Судья
Брянского областного суда
Е.В.СТОЯН


------------------------------------------------------------------