Решение Брянского областного суда от 15.06.2015 N 3-45/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3 и 4 Постановления Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 в г. Брянске памятниками природного значения">



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. по делу № 3-45/2015

Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е.В.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре М.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании отдельных положений Постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" в редакции Постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года № 3-77 "О признании утратившим силу Постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года № 2-460 и о внесении изменений и дополнений в Постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения",

установил:

8 сентября 1994 года Брянской областной Думой принято Постановление № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения", пунктом 3 утвержден паспорт памятника природы брянских балок; пунктом 4 администрации г. Брянска поручено составить перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и их охранная зона, а также юридических и физических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы.
28 февраля 2001 года Брянской областной Думой принято Постановление № 3-77 "О признании утратившим силу Постановления Брянской областной Думы от 28.05.1998 № 2-460 и о внесении изменений и дополнений в Постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения", которым утверждена новая редакция паспорта памятников природы (приложение 1); пункт 4 утвердил план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации (приложение 2).
ФИО2 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке общей площадью <...> по адресу <...>. Указанный земельный участок используется заявителем на основании договора аренды. Жилой дом и земельный участок расположены в пределах особо охраняемой территории памятника природы Нижний и Верхний Судок, установленного в соответствии с Постановлением Брянской областной Думы № 34 от 8 сентября 1994 года, в оспариваемой редакции, в связи с чем земли указанной категории ограничены в обороте. Заявитель полагает, что оспариваемое постановление принято неуполномоченным органом; в оспариваемой редакции постановления отсутствует описание границ памятника природы Верхний и Нижний Судки, поэтому не может быть определена охранная зона и зона ограниченной эксплуатации, что противоречит Федеральному закону № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях", также Закону Брянской области от 30 декабря 2005 года № 121-З "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области". В результате неопределенности границ памятника природы возможно проведение запрещенной деятельности в охранной зоне и территории ограниченной эксплуатации, что нарушает права заявителя на благоприятную окружающую среду, поскольку дом заявителя расположен в зоне памятника природы. Просит признать пункты 3 и 4 Постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" в редакции Постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года № 3-77 "О признании утратившим силу Постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года № 2-460 и о внесении изменений и дополнений в Постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" недействующими.
Заявитель ФИО2, представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, муниципального образования администрации города Брянска, государственного природного биосферного заповедника "Брянский лес", извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Суд с учетом требований статей 167, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и указанных заинтересованных лиц.
Представитель заявителя Ж.Л.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Брянской областной Думы Г.В.И., действующий по доверенности, указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований ФИО2, поскольку отмена пунктов 3, 4 оспариваемого постановления Брянской областной Думы не приведет к утрате статуса памятника природы. В Постановлении Брянской областной Думы № 34 от 8 сентября 1994 года, в редакции от 28 февраля 2001 года № 3-77 содержится только описание границ охранных зон памятника природы. Данные границы памятника природы овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) не состоят на кадастровом учете. На момент принятия оспариваемого постановления Брянская областная Дума как законодательный орган обладала полномочиями по установлению статуса памятника природы согласно действующему законодательству и Уставу Брянской области на 1994 год и 2001 год.
В судебном заседании представитель департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Щ.С.И., действующий по доверенности, пояснил, что в Постановлении Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 указано только поуличное описание охранной зоны. Границы памятника природы отсутствуют, однако были даны ориентиры, по которым можно было установить примерное расположение границ памятника природы. В оспариваемой редакции постановления сохранилось только описание границ охранной зоны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемых правовых норм, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в редакции от 02.06.1993) природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы по постановлению Правительства Российской Федерации, постановлениям республик в составе Российской Федерации, решениями автономной области и автономных округов, краев, областей с представлением специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями определен статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления). Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2).
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно Регламенту Брянской областной Думы, утвержденному Постановлением Брянской областной Думы от 30 июня 1994 года № 19, Брянская областная Дума является законодательным и представительным органом государственной власти области. Брянская областная Дума осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации, иными нормативными актами, регулирующими деятельность государственных органов, и настоящим Регламентом. Принятое Думой постановление подписывается председателем Думы не позднее следующего после принятия дня и направляется в течение трех дней для опубликования (по решению Думы) в средства массовой информации, заинтересованным государственным и иным органам, учреждениям и организациям. Принятое постановление вступает в силу немедленно после принятия, если иное не оговорено в тексте постановления (статьи 1 и 2 Регламента в редакции, действующей на момент издания оспариваемого постановления).
В силу статьи 29 "Положения о Брянской областной Думе", утвержденного Постановлением Брянской областной Думы № 23 от 30 июня 1994 года, Дума в пределах своей компетенции объявляет природные и иные объекты, находящиеся на территории области, охраняемыми памятниками, устанавливает порядок их охраны и использования.
В дальнейшем Законом Брянской области от 30 декабря 2005 года № 121-З "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области" установлено, что образование, изменение категории и упразднение особо охраняемых природных территорий областного значения: природных парков, памятников природы, дендрологических и ботанических садов, природно-исторических и экологических парков, заповедных участков - осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", решением администрации Брянской области, принимаемым по согласованию с Брянской областной Думой (часть 1 статьи 6).
Таким образом, анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что принятие оспариваемого заявителем нормативного правового акта (в 1994 году и в 2001 году) входило в компетенцию Брянской областной Думы, в связи с чем довод заявителя об отсутствии полномочий Брянской областной Думы на принятие оспариваемого акта является несостоятельным.
Статья 29 Закона Брянской области № 28-3 от 3 ноября 1997 года "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" предусматривает, что официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета", на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
В судебном заседании заинтересованными лицами не представлено доказательств опубликования оспариваемого Постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" в редакции Постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года № 3-77 "О признании утратившим силу Постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года № 2-460 и о внесении изменений и дополнений в Постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения".
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, поскольку целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Судом установлено, что возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в том числе и ФИО2, предоставлена. Таким образом, порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статьей 2 указанного Федерального закона, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий, установлены категории указанных территорий, к ним, в том числе, отнесены и памятники природы. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (статья 25). Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (пункт 3 статьи 26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (статья 27).
По делу установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома общей площадью <...>, расположенного по адресу <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым N. Из материалов дела усматривается, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находится на территории охранной зоны памятника природы областного значения "Брянские балки".
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В целях сохранения уникального природного ландшафта города Брянска - оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками, более рационального их использования в экологическом, рекреационном, оздоровительном и природоохранном отношении и в соответствии с генеральным планом г. Брянска Брянской областной Думой 8 сентября 1994 года принято Постановление № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения". Указанным постановлением утвержден паспорт памятника природы Брянских балок; определено, что объявление природного комплекса Брянских балок памятниками природы произвести без изъятия земельных участков у собственников земли и землевладельцев; администрации г. Брянска поручено составить перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и их охранная зона, а также юридических и физических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятников природы.
На территории памятников природы Брянских балок запрещается вырубка зеленых насаждений, снятие растительного грунта, распашка новых территорий, строительство новых сооружений, в том числе гаражей, загрязнение свалками и неочищенными стоками, ограничиваются земляные работы, принимаются меры по улучшению питания транзитных подземных водотоков. При этом согласно генеральному плану г. Брянска, утвержденному Решением областной администрации от 25 апреля 1994 года № 31, территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки, с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях. Запрещается всякая деятельность, угрожающая сохранности Брянских балок.
Из материалов дела усматривается, что процедура включения оврагов Верхний и Нижний Судки г. Брянска в число природных памятников областного значения соблюдена: вопрос объявления оврагов Верхний и Нижний Судки г. Брянска памятниками природы областного значения согласован с администрацией г. Брянска 26 июля 1994 года; решение специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Брянской области и комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользования принято 9 августа 1994 года; сводным заключением экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Брянской области 30 августа 1994 года определено, что "учитывая огромное историческое, природоохранное и экологическое значение Брянских балок, их высокую ландшафтно-эстетическую значимость и перспективы преобразования в зоны отдыха для жителей густонаселенной и транспортонасыщенной части города, считать недопустимым здесь какое-либо строительство, не связанное с рекреационными и оздоровительными целями. Рекомендовать законодательному органу области придать статус памятника природы балке Нижний Судок с соответствующей экологической реконструкцией".
Таким образом, доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления Федеральному закону № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях", также Закону Брянской области от 30 декабря 2005 года № 121-З "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области" несостоятельны.
В связи с тем что Постановлением Брянской областной Думы № 34 от 8 сентября 1994 года границы памятников природы оврагов Верхний и Нижний Судки были утверждены по крайним точкам без их детального описания, Постановлением Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года № 2-460 в паспорт памятников природы внесены дополнения и изменения, утверждающие полный перечень улиц, входящих в территорию памятника и его охранную зону, с утверждением карты-схемы границ памятников природы и рекомендующие администрации г. Брянска принять ряд мер по соблюдению режима охраны и использования данной природоохранной территории. В соответствии с указанным паспортом памятников природы на их территории запрещался отвод земель под новое строительство.
Кроме того, оспариваемое Постановление Брянской областной Думы № 34 от 8 сентября 1994 года было предметом судебного рассмотрения по заявлению администрации г. Брянска о признании недействительным указанного постановления.
Решением Брянского областного суда от 19 августа 1998 года в удовлетворении требований администрации г. Брянска к Брянской областной Думе о признании недействительными постановлений № 34 от 8 сентября 1994 года и № 2-460 от 28 мая 1998 года отказано.
Оставляя без изменения решение Брянского областного суда от 19 августа 1998 года, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 1998 года указано, что постановления № 34 от 8 сентября 1994 года, № 2-460 от 28 мая 1998 года по вопросу объявления части природного ландшафта г. Брянска памятниками природы областного значения приняты Брянской областной Думой в пределах ее полномочий, соответствуют требованиям федерального законодательства и положениям Конституции Российской Федерации не противоречат.
На основании заключения государственной экологической экспертизы проектных материалов по установлению границ охранной зоны памятников природы областного значения Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске от 20 июня 2000 года № 149 Постановлением Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года № 3-77 "О признании утратившим силу Постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года № 2-40 и о внесении изменений и дополнений в Постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34" утвержден план границ памятников природы, их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации (приложение 2); паспорт указанных памятников природы принят в новой редакции (приложение 1), согласно которому на территории памятников природы запрещены все виды строительства, режимом охранной зоны предусмотрен запрет на отвод земель, за исключением достройки, реконструкции, капитального ремонта жилых помещений и хозяйственных построек в пределах частных домовладений. Пунктом 2 раздела 4 паспорта памятников природы территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях. Разделом 5 паспорта памятников природы предусмотрено, что допускается использование памятников природы оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками в хозяйственных целях на земельных участках собственников, владельцев и пользователей, не противоречащих задачам обновления данных природных комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
В дальнейшем постановлениями Брянской областной Думы от 24 июля 2003 года № 3-1015, от 3 августа 2006 года № 4-791, от 26 апреля 2007 года № 4-1237 внесены изменения в описание границ памятников природы областного значения и в паспорт памятников природы. Постановлением администрации Брянской области № 354 от 17 мая 2007 года утвержден новый паспорт памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске.
Решением Брянского областного суда от 23 апреля 2013 года признаны недействующими Постановление администрации Брянской области № 354 от 17 мая 2007 года, пункт 5 Постановления Брянской областной Думы от 24 июля 2003 года № 3-1015, Постановление Брянской областной Думы от 3 августа 2006 года № 4-791, Постановление Брянской областной Думы от 26 апреля 2007 года № 4-1237. Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2013 года решение Брянского областного суда от 23 апреля 2013 года оставлено без изменения.
Также Постановлением Брянской областной Думы № 5-1375 от 30 мая 2013 года "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" фактически были отменены паспорт и план границ памятников природы областного значения, их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Решением Брянского областного суда от 14 марта 2014 года признаны недействующими подпункты 1 и 2 пункта 1 Постановления Брянской областной Думы № 5-1375 от 30 мая 2013 года. Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации 25 июня 2014 года решение Брянского областного суда от 14 марта 2014 года оставлено без изменения, при этом отмечено, что действующим законодательством не предоставлено органам государственной власти право на принятие актов, влекущих за собой нарушение сохранности памятников природы. Режим охраны и границы самого памятника и его охранных зон не могут быть изменены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, если не установлено, что он (либо его часть) не является памятником природы (утратил свое значение или статус установлен не в соответствии с законом).
Постановлением Правительства Брянской области № 263-п от 23 июня 2014 года, Указом Губернатора Брянской области № 217 от 23 июня 2014 года утверждены паспорт и положения о памятниках природы областного значения, а также утверждены границы охранных зон, зон ограниченной эксплуатации памятников природы.
Решением Брянского областного суда от 24 декабря 2014 года признаны недействующими Постановление Правительства Брянской области № 263-п от 23 июня 2014 года, Указ Губернатора Брянской области № 217 от 23 июня 2014 года. Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2015 года Решение Брянского областного суда от 24 декабря 2014 года оставлено без изменения.
Таким образом, в настоящее время правовой статус памятника природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" регламентирован оспариваемым Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 в редакции Постановления от 28 февраля 2001 года № 3-77.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым постановлением не определены границы памятника природы, охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации, являются несостоятельными.
Также суд усматривает, что признание противоречащими федеральному законодательству пунктов 3, 4 оспариваемого Постановления Брянской областной Думы № 34 от 8 сентября 1994 года в редакции № 3-77 от 28 февраля 2001 года может привести к неопределенности статуса памятника природы, в том числе режима его охраны; порождает правовую неопределенность в регулировании правоотношений в области охраны памятников природы; предоставляет возможность ведения хозяйственной деятельности, что может привести к упразднению памятника природы в целом. Отсутствие границ памятников природы может способствовать незаконной застройке территории, имеющей особый природоохранный статус, причинению ущерба находящимся на ней природным комплексам, объектам растительного мира.
Доводы заявителя и заинтересованных лиц о том, что границы памятника природы и их охранных зон, определенные планом поуличного описания в Постановлении Брянской областной Думы № 34 от 8 сентября 1994 года в редакции Постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года № 3-77, не вынесены в натуру и не состоят на кадастровом учете, и о необходимости постановки земельных участков, находящихся в охранной зоне и зоне ограниченной эксплуатации, на кадастровый учет в данном случае не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО2.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании отдельных положений Постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" в редакции Постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года № 3-77 "О признании утратившим силу Постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года № 2-460 и о внесении изменений и дополнений в Постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.

Судья
Брянского областного суда
Е.В.СТОЯН


------------------------------------------------------------------