Определение Брянского областного суда от 14.05.2015 N 33-1658/2015 <О признании недействующим Решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2010 года N 5-205 "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы">



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу № 33-1658/2015

Судья Гончарова Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Денисюка О.Н.,
судей областного суда Маклашова В.И., Бобылевой Л.Н.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре Б.Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. дело по апелляционному представлению помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Овчинникова В.В. на Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 18 февраля 2015 года по делу по заявлению прокурора г. Клинцы о признании недействительным Решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2010 года № 5-205 "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы",

установила:

прокурор города Клинцы обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2010 года № 5-205 утверждены размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы" (далее решение горсовета). Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Труд" № 69-70 от 8 июня 2010 года. Изменения в Решение Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28.05.2010 № 5-205 опубликованы в газете "Труд" № 112 от 13.09.2011, № 137 от 08.11.2011, № 62 от 03.08.2013 и № 45 от 03.06.2014.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 установлено, что арендная плата в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, устанавливается в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Город Клинцы и с. Займище входят в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы", превышает допустимо установленный процент.
Клинцовский городской Совет народных депутатов, утвердив размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы", выше допустимого уровня, превысил свои полномочия и повлек нарушение прав неограниченного круга лиц.
С учетом положений п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 65 ЗК РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 1 раздела 2 Порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением администрации Брянской области № 973 от 07.12.2007, ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, которым утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, просил признать недействительным Решение Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28.05.2010 № 5-205 "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы".
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 18 февраля 2015 года в удовлетворении заявления прокурора города Клинцы отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора города Клинцы Брянской области Овчинников В.В. просит решение суда отменить, считает его незаконным, необоснованным и постановленным с нарушением норм материального права. Ссылаясь на те же нормы законодательства, что и в исковом заявлении, указывает, что, утвердив размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы", выше допустимого уровня, Клинцовский городской Совет народных депутатов превысил свои полномочия и повлек нарушение прав неограниченного круга лиц при установлении завышенного размера арендной платы за использование земельных участков.
Представитель Клинцовской городской администрации надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Бобылевой Л.Н., представителя заявителя Н.С.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица К.М.В., которая просила решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28.05.2010 № 5-205 утверждены размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы".
Изменения в указанное решение опубликованы в газете "Труд" № 112 от 13.09.2011, № 137 от 08.11.2011, № 62 от 03.08.2013 и № 45 от 03.06.2014.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, пришел к выводу, что оспариваемое решение Клинцовского городского Совета народных депутатов не противоречит действующему законодательству, поскольку Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 регламентирует порядок определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и не определяет правила и порядок установления размера арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судебная коллегия данный вывод суда считает не соответствующим требованиям законодательства, действующего на момент рассмотрения дела.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункты 1 и 3 статьи 65 названного Кодекса).
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 № 973 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", установлен порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1 раздела 2 указанного постановления размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами местного самоуправления или органами государственной власти, осуществляющими распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Федеральный законодатель, закрепив принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ) и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ Постановлением от 16 июля 2009 г. № 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Таким образом, нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не в размере, установленном Постановлением № 582, противоречат требованиям законодательства РФ.
Так, подпунктом "а" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 582, установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента.
Согласно статье 10 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с правом на отселение является частью территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 4582 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому город Клинцы и с. Займище входят в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако оспариваемым решением горсовета размер арендной платы (0,01% от кадастровой стоимости земельного участка) за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов не предусмотрен.
Доводы представителя заинтересованного лица К.М.В. о том, что земельные участки, указанные в решении горсовета, без проведения торгов не предоставляются, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку нормативно-правовое регулирование механизма предоставления земельных участков предусматривает предоставление земельных участков без торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, а также его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.
Клинцовский городской Совет народных депутатов таковых доказательств не представил.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемое решение горсовета противоречит Постановлению Правительства РФ № 518, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Клинцовского городского суда Брянской области от 18 февраля 2015 года отменить и принять новое решение.
Заявление прокурора г. Клинцы о признании недействительным Решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2010 года № 5-205 "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы" удовлетворить.
Признать Решение Клинцовского городского Совета народных депутатов № 5-205 от 28 мая 2010 года "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования "город Клинцы" противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу.

Председательствующий
О.Н.ДЕНИСЮК

Судьи областного суда
В.И.МАКЛАШОВ
Л.Н.БОБЫЛЕВА


------------------------------------------------------------------